• Огромное здание элеватора, едва ли не превышающее высотой Троицкий собор Александро-Невской лавры, которое мы видим на этом месте сейчас, было возведено в 1911-1912 годах инженером Исидором Квилем для Акционерного общества санкт-петербургских товарных складов. Эта постройка считается одной из первых каркасных железобетонных конструкций в Санкт-Петербурге. Здание входило в комплекс так называемого «хлебного городка» или «хлебной слободки», располагавшейся на мысу между Обводным каналом и Невой на рубеже веков. До 1908 там располагалась мельница, принадлежавшая купцу второй гильдии Д.И. Мордуху, построенная инженерами Л. Ф. Геллертом  и Г. А. Гиршсоном. Последний из них, Генрих Гиршсон, знаменит, в первую очередь, своим ранним нереализованным, но еще актуальным проектом метро, сутью которого было создание подземного дублера Невского проспекта, загруженного уже тогда. Мельница затем стала частью акционерного общества и в 1914 году была электрифицирована первой в России, о чем нам с гордостью сообщает сайт АО «Невская Мельница» (http://www.spb-business.ru/show.php?directory=27). В 1918 году производство было национализировано и к 1922 получило имя В.И. Ленина, о чем до сих пор напоминает барельеф скульптора М.Г. Манизера, находящийся на главном фасаде административного здания комбината.  Потрясающую историю о том, кто и почему стал руководить производством после революции? можно прочитать здесь: [http://old.spbvedomosti.ru/print.htm?id=10237957@SV_Articles].

    Расположение какого-либо производства рядом с рекой является скорее обычным делом, нежели чем-то особенным, не только для Петербурга, но и для всей России. Виной тому также до сих пор нерешенная проблема сообщения, то есть проблем дураков и дорог. Которой, с другой стороны, мы обязаны реконструкции набережной Обводного канала и сооружению новой многоуровневой развязки напротив здания элеватора, призванных улучшить доступ к строящейся ближе к лавре пристани Роснефти. Хлебный городок являлся конечной (или начальной) частью большого промышленного исторического района Невской заставы, тянувшейся вдоль левого берега Невы. Самые пронзительные, видимо, еще детские  воспоминания Льва Успенского о нем можно прочитать здесь: http://lib.ru/PROZA/USPENSKIJ_L/peterburzhec.txt. Но район имеет более старую доиндустриальную «курортную» историю. В 1770-1780 годах  этот участок, где тогда располагалось Глухое озеро,  был пожалован Екатериной II Григорию Потемкину, который выстроил на «Озерках» несколько дворцовых павильонов и разбил парк, упоминание о котором можно найти в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева. Забавно, что некоторые особо бдительные местные жители не довольствуются и без того богатой историей этого места и заняты поисками забытых подземных тоннелей и железной дороги, связывающих бывшую мельницу с центром города, пополняя тем самым список городских легенд.

    На личный вкус автора этих строк само здание элеватора представляется более интересным, чем все окружающие его исторические перипетии и легенды. Не нужно обладать особо буйной фантазией, быть поэтом или художником, чтобы заметить: с какого берега не посмотри на эту постройку, она напоминает средневековый замок. И хотя в классическом  описании экстерьера здания, данном знаменитым искусствоведов Б.М. Кириковым, мы прочитаем все про «трехгранные эркеры» и «брутальную экспрессию» (подробнее здесь: http://arch-grafika.ru/news/arkhitektura_leningradskogo_avangarda/2009-0...), ясно, что отнюдь не в них кроется секрет и причина такого образа. В качестве рабочей гипотезы на этот счет можно рассматривать следующую логическую цепочку. Промышленная архитектура начала двадцатого века часто по экономическим причинам строилась из красного кирпича, и именно такими зданиями застроена половина Обводного канала. Этот строительный материал стойко ассоциировался в сознании архитекторов с кирпичной готикой, неоготическим стилем и неоромантизмом в принципе. Видимо поэтому многие кирпичные здания Петербурга будь то больница, учебное заведение или завод имеют неоготические черты. Затем сформировался новый стереотип о том, что завод вполне уместно строить похожим на замок. И даже когда кирпич сменил новый современный материал железобетон,  идея о том, что образ промышленного здания может иметь неоготические черты, сохранилась. Однако в случае с «Невской Мельницей», где детали имеют минимальную смысловую нагрузку, ключевую роль в облике играет водное пространство Невы и Обводного канала, мгновенно рождая ассоциацию между серыми стенами элеватора и крепостными стенами, возвышающимися над оборонительным рвом. Был ли именно таким замысел авторов здания или это все досужие домыслы искусствоведа - мы никогда не узнаем. Да и после того, как новая автострада на Обводном канале будет закончена, элеватор будет похож не столько на средневековый замок, сколько на трамвай, выезжающий по рельсам на берег Невы.

     Интересный факт№1. Скульптор В.Г. Манизер, автор рельефа на главном здании комбината, классик соцреализма, также является создателем скульптурного убранства таких станций московского метро как «Площадь Революции» и «Партизанская».
     
     Интересный факт№2. Напротив элеватора, на другой стороне Мельничной улицы, находится студия анимационного кино «Мельница». Мультики про Алешу Поповича и Лунтика делают именно здесь. Благодарности или лучи праведного гнева можете смело направлять сюда.


29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2